Все маги и ясновидящие, гадания на будущее d80a0bca

Храмин А - Самолет Летит На Фронт


А.Храмин
Самолет летит на фронт
В то июньское утро 1941 года вся страна стояла под колоколами
громкоговорителей, укрепленных на столбах, и слушала, слушала,
слушала. На лицах решимость, растерянность, страх.
Костя Дудин и Володя Решетов работали тогда на авиаремонтной базе в
Саратовской области. Уже на второй день войны рабочие базы стали
оборудовать самолеты бомбодержателями. С работы никто не ушел. Всю
короткую июньскую ночь светили мощные прожекторы.
До войны ребята вместе учились в авиаклубе, оба имели значок
"Ворошиловский стрелок" и уж, конечно, были уверены, что их место не у
станка, а на передовой. И хотя давно уже объявили, что с авиабазы на
фронт брать не будут, Костя и Володя все равно донимали военкома.
Вскоре их вызвали в горком комсомола.
- Для ремонта самолетов очень нужны специалисты. Это тоже фронт.
Стране очень важно обеспечить армию самолетами.
Война рушила мирные представления и понятия. За линией фронта
брались за оружие старики и дети, здесь, в тылу, вставали у станков
все, кто мог, сменяя отцов и братьев, ушедших на фронт.
За последние дни Костя особенно сдружился с Володей Решетовым.
Однажды в обеденный перерыв они вышли за территорию базы. Там на
свалке обнаружили разбитый По-2. Восстановить его, конечно, нельзя. Но
ведь большую часть деталей можно отремонтировать или достать на
базе... Вот тогда-то и родилась идея собрать самолет и лететь на
фронт!
До войны Костя работал на сборке таких самолетов. Так что знания и
опыт были.
Сразу составили план. Главное, конечно, полная тайна. На базе
должны узнать об этом в час, когда самолет будет готов к полету.
Разбирали самолет в обеденный перерыв. Ночью этого делать было
нельзя - за территорией базы света не было. Времени на обед в обрез,
едва успеешь поесть. Вот почему первый этап несколько затянулся.
Снятые детали стали ремонтировать ночью. Время на сон сократилось до
минимума.
Однажды уснули прямо возле "своего" самолета и чуть было не
опоздали на основную работу. Тогда решили установить строгий режим: 3
часа в сутки спать!
В процессе сборки поняли, что явно переоценили свои силы. Сборку
По-2 производят несколько цехов - заготовительный,
слесарно-механический, моторный и другие. Работу многих специалистов
предстояло выполнить двум ребятам.
До поры до времени обходились сами. Но вот при сборке фюзеляжа
возникли трудности. Нужны были боковины кабины. Пригодных для ремонта
не нашли. Значит, нужно изготовить новые.
Боковины производили на стапеле. Стапель один в цеху и загружен до
предела. Работал на нем старичок мастер, которого война вновь привела
на базу.
После долгих колебаний решили ребята уговорить мастера изготовить
боковины за наличный расчет.
- Сколько стоит сборка боковины?
- Сто двадцать рублей.
- Сделайте боковины за счет наших личных сбережений. Хорошо? Только
никому об этом ни слова.
Старичок улыбнулся. Работу выполнил. И судя по всему, молчал
исправно...
...И вот самолет, пока еще без крыльев, без мотора, установлен в
ряд других своих "законных" собратьев По-2. Никого, кажется, не
смущало, что он слишком долго собирается, что не было бирки с номером,
как на плановых самолетах.
Еще одна почти неразрешимая задача встала при обтяжке самолета
авиаполотном. Полотна надо много... Думали сутки. Решили. За счет
экономии полотна на плановых самолетах "одеть" свой. Все посчитали. За
два месяца строжайшей экономии можно собрать требуемое авиаполотно.
Неужели шестьдесят дней ждать? Решились пойти к мастеру