Хрущев Никита Сергеевич - О Культе Личности И Его Последствиях


Никита ХРУЩЕВ
О КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ и ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ
Доклад на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 года
Товарищи! В Отчетном докладе Центрального Комитета партии XX съезду, в
ряде выступлений делегатов съезда, а также и раньше, на пленумах ЦК КПСС,
немало говорилось о культе личности и его вредных последствиях.
После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и
последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу
марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в
какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами,
наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех
думает, все может сделать, он непогрешим в своих поступках.
Такое понятие о человеке, и, говоря конкретно, о Сталине,
культивировалось у нас много лет.
В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и
деятельности Сталина. О заслугах Сталина еще при его жизни написано вполне
достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль
Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в
гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это
всем хорошо известно.
Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего
и для будущего партии, - речь идет о том, как постепенно складывался культ
личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник
целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов,
партийной демократии, революционной законности.
В связи с тем, что не все еще представляют себе, к чему на практике
приводил культ личности, какой огромный ущерб был причинен нарушением
принципа коллективного руководства в партии и сосредоточением необъятной,
неограниченной власти в руках одного лица. Центральный Комитет партии
считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского
Союза материалы по этому вопросу.
Разрешите, прежде всего, напомнить вам, как сурово осуждали классики
марксизма-ленинизма всякое проявление культа личности. В письме к
немецкому политическому деятелю Вильгельму Блосу Маркс заявлял:
"...Из неприязни ко всякому культу личности я во время существования
Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в
которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран,
- я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал.
Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов
произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что
содействует суеверному преклонению перед авторитетами (Лассаль
впоследствии поступал как раз наоборот)"
(Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487-488).
Несколько позже Энгельс писал:
"И Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстраций по
отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это
имело какую-либо значительную цель, а больше всего мы были против таких
демонстраций, которые при нашей жизни касались бы лично нас" (Соч. К.
Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVIII, стр. 385).
Известна величайшая скромность гения революции Владимира Ильича Ленина.
Ленин всегда подчеркивал роль народа как творца истории, руководящую и
организующую роль партии как живого, самодеятельного организма, роль
Центрального Комитета.
Марксизм не отрицает роли лидеров рабочего класса в руководстве
революционно-освободительным движением.
Придавая большое значение роли вожаков и организаторо


Содержание раздела